Середа, 24.10.2018, 01:39
Ви увійшли як Гість | Група "Гости"Вітаю Вас Гість | RSS

Полтавський районний центр соціальних служб для сім'ї, дітей та молоді

Головна » 2018 » Січень » 3 » Чому крадуть прийомні діти?
10:37
Чому крадуть прийомні діти?

Невротическое воровство приемных детей

Семьи, в которых воспитываются приемные дети, в большинстве случаев сталкивались с проблемой «ненормального» поведения ребят. Мальчики и девочки разного возраста обманывают или берут чужое, казалось бы, без видимых причин, что вызывает огромное возмущение мам и пап. Все у них теперь есть в отличие от той, неблагополучной жизни: ели не досыта, порой спали, где придется. Многие раньше не имели и сотой доли того, что есть в новой семье.

Приемные родители часто негодуют: «Зачем он врет? Мы же не наказываем!» или «Почему продолжает воровать, мы приняли уже все меры, от уговоров до наказания! Но все продолжается!» Их эмоции можно понять. Особенно страдают родители, которые только недавно стали приемными и не имеют большого опыта. Папы и мамы часто бессильны, встречаясь с проблемой воровства – тогда они становятся очень требовательными то ли к себе, то ли к ребенку. В первом случае взрослые считают себя плохими родителями, делающими все неправильно. Во втором – разочаровываются в ребенке, считая, что им достался какой-то испорченный, и с ним что-то не так. В том и другом случае есть опасность эмоционального выгорания взрослых и серьезных проблем во взаимоотношениях всей семьи. Со временем у приемных родителей может лопнуть терпение – они захотят вернуть ребенка.

Я уже писала о причинах того, почему приемные дети присваивают чужое. Их несколько. Это «полевое поведение», когда ребенок не справляется со своими импульсами и берет то, что ему сейчас необходимо. Другой вариант – отсутствие границ и непонимание отличия моего от чужого. Еще одной проблемой ребенка, попавшего к приемным родителям, может стать «покупка дружбы». В этом случае мальчик или девочка берут чужое – деньги или какие-то вещи, чтобы обеспечить свой статус среди сверстников, привлечь внимание других детей. Единственный способ, который они выбирают, это покупка дружбы через подарки, потому и берут чужое.

Встречается еще одна причина, которая может пролить свет на проблемное поведение ребенка. Это так называемое невротическое воровство.

Во всех случаях воровства поведение ребенка разное. Например, если это «полевое поведение», тогда ребенок берет не очень нужные вещи, часто забывает, что их взял. Не особо прячет. Отсутствие границ будет проявляться во всем: он или она будут носить чужие вещи, играть игрушками других мальчишек или девчонок. В таком случае часто ребенок берет то, что лежит на виду. Ну а когда он раздает что-то в классе или во дворе друзьям и для этого берет деньги или какие-то ценные для сверстников вещи, это покупка дружбы.

Невротическое воровство отличается тем, что ребенку для такого состояния нужна особая ситуация, скажем, экстремальная. Часто это могут быть условия супермаркета или какого-то небольшого магазина. Важно, чтобы было ощущение опасности.

Например, не раз рассказывали приемные семьи, что дети воруют в магазинах, когда идут в школу или из школы. Как только наступают каникулы – все проходит. Это типичное невротическое воровство.

Еще пример. Ребенок каждый раз ворует что-то в классе или дома перед контрольной работой или поездкой, то есть когда очень тревожно, и он не может справиться с напряжением. В самых крайних случаях ребенок это делает постоянно, так как не чувствует себя в безопасности, он постоянно в тревоге.

Воровством ребенок снимает напряжение

Такой несколько странный способ снятия напряжения обусловлен физиологически. Когда человек находится в длительном напряжении, один из способов расслабиться – перенапряжение. Это можно сделать намеренно, доведя себя до изнеможения, или неосознанно, оказавшись в ситуации, где испытаешь еще большее возбуждение. В результате нервная система наконец расслабится.

Если приемный ребенок испытывает сильное напряжение из-за тревоги, он стремится испытать еще больший стресс, чтобы напряжение спало. На уровне нейрофизиологии все происходит так. В случае опасности включаются реакции, которые свойственны всем живым существам: беги, борись или замри (ББЗ). Когда человек в стрессе, все функции организма входят в режим опасности, чтобы справиться с ситуацией. «Кнопка паники» – миндалевидное тело, которое находится в лимбической части головного мозга, передает сигнал об опасности в мозговой ствол (он отвечает за безусловные рефлексы, дыхание, моргание и т.д.). Там же запускаются эти механизмы (ББЗ), которые стремительны и не подконтрольны логике.

В тот момент, когда передан сигнал тревоги, гормональная система начинает интенсивно вырабатывать гормоны стресса – адреналин и кортизон. Они увеличивают силу человека, скорость реакций, сердцебиение, что помогает организму войти в состояние мобилизации, которое помогает справиться с опасностью. При этом наша думающая часть мозга отключается на время. Остаются только реакции и эмоции. Когда опасность минует, мы уже можем обдумать ситуацию: что это было? В состоянии стресса логическая часть не работает. Иначе бы мы тратили энергию на обдумывание, а не на спасение.

У ребенка, пережившего множество травмирующих ситуаций, эта «кнопка паники» может включаться довольно часто или вообще постоянно, если он себя не чувствует в безопасности. Мальчик или девочка, попадая в ситуации, в которых им особенно тревожно, добавляют остроты ощущений, а значит, еще больше гормонов стресса – адреналина и кортизона – в кровь. На пике такого напряжения после перенапряжения у ребенка наступает долгожданное расслабление.

Скорее всего однажды ребенок испытал такие ощущения, получив данный эффект в экстремальной ситуации. Теперь он пользуется им, не понимая, почему это происходит. Просто когда тревожность достигает предела, он пользуется им, залезая, например, в сумочку к однокласснице или воруя что-либо в супермаркете. Уйдя от опасности, например, пройдя охрану в супермаркете, и оставшись неразоблаченным, ребенок расслабляется. В этот момент вырабатываются так называемые гормоны счастья – эндорфин и серотонин.

Когда нет возможности расслабиться в безопасных объятиях, ребенок выбирает для себя небезопасный способ

Такой способ снятия напряжения может встретиться у ребенка, который не может себе позволить утешиться и снять тревогу в безопасных объятиях взрослого.

Когда малыш воспитывается в семье, он может рассказать о своем маленьком горе маме или папе. Например, если не получается поднять тяжелую игрушку, он может долго пытаться это сделать, злиться, а потом прийти в ласковые объятия мамы и пожаловаться на свое горе. Мама утешит – ребенок расслабится, снимет напряжение, вызванное стрессом, на смену адреналина и кортизона в кровь поступит гормон окситоцин, который выльется со слезами. И малыш пойдет дальше познавать мир. Так может происходить изо дня в день, из месяца в месяц в первые несколько лет жизни. Затем малыш научится справляться со стрессами, например, утешая себя. Я наблюдала как один мальчик трех лет, ударившись, гладил себя по голове и мамиными словами говорил: «Ничего страшного. Все пройдет». Затем у подрастающего мальчика или девочки появляются другие способы выхода из сложных ситуаций. Но мамины слова утешения останутся с ним навсегда в виде внутреннего голоса.

Если дети были лишены такого общения с мамой из-за того, что она не утешала или ее не было рядом вообще, они находят для себя другие способы снятия напряжения. Эти способы для них наиболее доступны и возможны в тех условиях, в которых они находились долгое время.

Как справиться с невротическим воровством

Во-первых, важно понять причины поведения ребенка. Исходя из этого можно выбрать тактику помощи ребенку в коррекции его поведения.

В случаях невротического воровства ребенок нуждается в большой поддержке. Важно прояснить то, что вызывает острую тревогу.

В одной приемной семье ребенок был пойман несколько раз в супермаркете, но все же продолжал свою охоту. Родители использовали разные методы влияния, пока не поняли, что это невротическое воровство. Выяснилось, что одноклассники часто дразнили мальчишку. На глазах у учителей такое происходило нечасто, поэтому в школе немногие знали об этом. Когда охрана супермаркета поймала ребенка, поднялся большой шум. В свою очередь окружение школьника еще больше ополчилось против него, что усугубило ситуацию.

Разные могут быть случаи. Важно приемным родителям быть внимательным к детям, особенно к тем, кто пришел в семью недавно и не успел адаптироваться. Иногда ребенок, едва попав в новую семью, сразу отправляется и в новый детский коллектив. Тогда его уровень тревоги просто зашкаливает.

Конечно, «воровство» воспринимается взрослыми негативно, это противоречит общепринятым нормам. И вместо того чтобы сблизиться с ребенком, узнать, что его тревожит, родители отдаляются. Тревога растет, что ведет к повторению поведения, от которого семья хочет поскорее избавиться.

Помочь могут только близкие эмоциональные отношения, которые поддержат ребенка, и тогда он получит возможность освоить методы саморегуляции. Таких методов много, например, нехитрые дыхательные упражнения, они помогут в момент стресса. Также можно научить ребенка телесным практикам: спорт, просто походить, пробежаться. Можно найти об этом много информации.

Можно договориться с ребенком, что если ему страшно, грустно, если его обидели, он может позвонить поговорить с мамой, папой или с тем, кому доверяет. Все эти способы несложные, но ребенок, возможно, никогда о них не задумывался и никто ему не рассказывал.

Никому не под силу изменить прошлое. Но взрослые, которые берутся помочь чужим детям, могут горы свернуть. Многие приемные семьи прошли через проблемы, связанные с воровством. В семьях, где родители старались понять ребенка, вместе с ним разбирались в ситуации, проблема очень быстро исчезала. Важно, что взрослые всегда были рядом, когда ребенку приходилось краснеть за поступок, решали вместе, каким образом они будут теперь компенсировать ущерб. При этом мальчик или девочка чувствовали, с одной стороны, поддержку, с другой, – недовольство родителей своим поступком. Когда ребенок дорожил отношениями с новыми родителями, все выравнивалось очень быстро.

Если из-за его поведения отношения ухудшались, применялись наказания, то часто все повторялось и даже ухудшалось. Не получая поддержки, ребенок не справляется со своей тревогой и опять ищет ситуации, взывающие прилив адреналина.

Автор: семейный психолог, привлеченный эксперт Фонда Рината Ахметова Марианна Лапина

 

Категорія: Діти | Переглядів: 47 | Додав: jedikrava | Рейтинг: 0.0/0
Спецформування
Послуги ON LINE
Інформ ресурси
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Пошук
Авторизація
| Мій профіль | Реєстрація | Вихід | Вхід
ПРИЄДНУЙТЕСЬ !
Корисні посилання